Венгрия между двумя войнами. 1919-1944
Миклош Хорти
Б.Й.Желицки: "Миклош Хорти"  
1.Начало На пути к власти

 2.НАЧАЛО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ВОЕННАЯ КАРЬЕРА

 

Родился Миклош Хорти 18 июня 1868г. в отцовском имении в Кендереще Солнокского комитата, в самом центре Большой венгерской низменности, Это было время только что состоявшегося примирения господствовавших классов Венгрии и Австрии. Венский двор австрийских Габсбургов после подавленной и разгромленной при помощи войск Николая I венгерской революции и национально-освободительной борьбы 1848-1849 гг. заключил в 1867 г. с непокорной Венгрией компромиссное соглашение. По его условиям Венгрия, вошедшая в состав двуединой Австро Венгерской монархии, имела свое самостоятельное национальное правительство, парламент, а общие для обеих частей государства дела - военные, финансовые и внешнеполитические - решались сообща в Вене. Там же находилась резиденция императора Франца Иосифа, который являлся одновременно и венгерским королем.

Семья Хорти была многодетной. Миклош стал пятым по счету ребенком в семье среднего землевладельца Иштвана Хорти, в браке которого с Паулой Халашши родилось девять детей. Родители стремились дать им хорошее образование, они воспитывались в строгости, выросли дисциплинированными.

Миклош уже в восьмилетнем возрасте оказался, как и два его старших брата, в реформатском колледже города Дебрецена, где учился под наблюдением французской гувернантки. С 10 лет по настоянию родителей, пожелавших, чтобы их сын наряду с венгерским овладел и столь необходимым для продвижения по службе немецким языком, его перевели в немецкую мужскую гимназию в г. Шопрон.

Мальчик мечтал поступить в морскую академию и стать моряком, однако его желание встретило возражение отца, так как старший брат Миклоша, Иштван, избравший эту же профессию, на учениях был тяжело ранен. В 1882 г. после весьма строгого отбора из 612 претендентов Хорти оказался среди 42 слушателей, которые были зачислены на учебу в военно-морское училище г. Фиуме (ныне Риека). В 1886 г. лишь 27 курсантам, в том числе и Хорти, было присвоено звание морского кадета.

В годы учебы и последующей военной службы, прошедшей на Адриатике, Хорти овладел сербским и итальянским языками. Службу на флоте он начал в 18 лет; здесь стали реализовываться его мечты о дальних плаваниях, расширились его познания в географии, приобретались опыт и морская закалка. Хорти быстро продвигался по службе: в 1894 г. ему поручили испытание первого корабля с паровой тягой, в 1897 г. он стал лейтенантом 2-го ранга, а в январе 1900 г., в 32 года, ему было присвоено звание капитан-лейтенанта 1-го ранга, он уже командовал кораблем.

Вскоре Хорти направили в Вену в военно-морское ведомство для перевода на венгерский язык документов и работы с делегатами венгерского парламента на совместных австро-венгерских совещаниях. Контакты и знакомство с венгерскими политическими деятелями оказались полезными для его будущей карьеры.

В 1901 г. во время летнего отпуска Хорти познакомился со своей будущей женой, 19-летней Магдой, дочерью депутата венгерского парламента, дворянина Яноша Пургли. Тем же летом в г. Араде (ныне Орадья в Румынии) состоялась их свадьба.

Молодые обосновались в портовом городе Поле (ныне Пула в Хорватии), где продолжалась служба Хорти. Там родились их дети - две девочки, Магда и Паула, и два мальчика, Иштван и Миклош. Молодой морской офицер служил на крейсере, командовал торпедным сторожевым кораблем. После успешной сдачи экзаменов на звание высшего войскового офицера с 1 января 1909 г. ему было присвоено звание капитана 3-го ранга.

В ноябре 1909 г. в жизни Хорти произошли большие перемены. От совместного австро-венгерского военного министерства ему пришло предложение занять должность высшего офицера - одного из четырех флигель-адъютантов императора Франца-Иосифа. Этот пост ранее традиционно занимали лишь австрийцы. Хорти согласился.

С 1909 по 1914 г. Хорти служил в венском Хофбурге непосредственно при императоре - венгерском короле. Служба требовала от него пунктуальности, дисциплинированности, хорошего знания немецкого языка, а также умения ездить верхом, сопровождать короля-императора на охоте. Впоследствии Хорти вспоминал эти годы как самые прекрасные и беззаботные в его жизни. За пять лет пребывания в Вене он почерпнул много ценного для себя. Это пригодилось ему в будущем. Он многому научился и непосредственно от императора, которого искренне любил, глубоко уважал и всегда считал примером для себя. Он усвоил придворный этикет, манеры поведения, а также консервативное миросозерцание.

Жизнь в Вене давала возможность Хорти приобщиться к культуре и искусству. Он посещал музеи и картинные галереи. Сам брался за кисть — писал пейзажи и портреты. Там же познакомился с венгерским композитором, будущим "королем оперетты" Ф. Легаром, который на протяжении трех лет дирижировал военно-морским оркестром в Вене.

Политическими проблемами Хорти тогда занимался мало, но был невольным свидетелем проходивших в большой политике процессов, имел возможность изнутри наблюдать за политической кухней. Позже он вспоминал: "Я узнал здесь национальный вопрос с неведомой мне стороны. Я понимал, что на взгляды многих участников тогдашних дискуссий по национальному вопросу оказывает большое влияние зарубеж-ная пропаганда, и я не мог не заметить, что все сильнее усиливаются пропаганда и центробежное движение, направленные на развал"13 (монархии. - Б.Ж.).

И хотя Хорти впоследствии отмечал, что монархия в итоге развалилась не из-за внутренней слабости, он неоднократно подчеркивал, что именно сербские националисты помешали устремлениям Франца Фердинанда объединить южнославянские народы Австрии и Венгрии в одно государство, т.е. преобразовать дуалистическую монархию в триалистическую.

Во время второй Балканской войны, в июне-августе 1913 г., Хорти получил разрешение прервать службу при дворе и явился в военно-морское министерство, где ему было поручено командование береговой охраной на сторожевом корабле "Будапешт". По окончании Балканской войны 43-летнему Хорти было присвоено очередное воинское звание - капитан 1-го ранга (это соответствовало званию полковника), после чего он вернулся на службу в императорский дворец.

Начало первой мировой войны застало Хорти в отпуске, но 27 июля 1914 г. он уже прибыл в порт Пола, где сначала командовал кораблем "Габсбург", а с декабря стал командиром нового быстроходного бронированного крейсера "Новара", считавшегося самым современным кораблем на флоте, способным выполнять особые задачи. Весной 1915 г. за успешное выполнение одной из таких задач Хорти был награжден железным крестом. Затем он участвовал в морских сражениях на Адриатике против итальянского и французского флота.

22 ноября 1916 г. скончался император Франц Иосиф. Наследник престола, 29-летний эрцгерцог Карл I, 30 декабря 1916 г. был коронован также и венгерским королем под именем Карой IV. Хорти с юных лет знал молодого Карла и в 1911 г. был среди приглашенных на его свадьбу. Присутствовал Хорти и на коронации Карла в Вене и Будапеште. Молодой король-император, осознав пагубность войны и выражая чаяния народа, выступил с инициативой о мире, но она была отклонена державами Антанты. Война продолжалась, и с февраля 1917 г. на Средиземном море развернулась ожесточенная торпедная баталия. Хорти был участником этих сражений. Он командовал крейсером "Новара", который в районе Отранто в мае 1917, г. прорвал блокаду и потопил немало кораблей противника. В этой битве Хорти был ранен, слегка оглох, но продолжал руководить сражением, которое продолжалось три часа. Эта крупнейшая на Адриатике морская битва завершилась победой австро-венгерского флота и принесла Хорти широкую известность.

В феврале 1918 г., после выздоровления, Хорти был назначен командиром другого высококлассного военного корабля "Принц Эуген". Это было время, когда под влиянием событий в России началось революционное брожение и в австро-венгерской армии. Ослабла военная дисциплина, все труднее становилось управлять многонациональными силами на флоте. Укреплению режима не помогло и подавление восстания матросов в заливе Котор.

Хорти строгими и решительными мерами, хотя и без применения оружия, на своем корабле восстановил порядок и воинскую дисциплину. Король-император Карл, недовольный состоянием находившегося в стадии разложения флота, решил снять командующего и 27 февраля 1918 г. на эту должность назначил Хорти, присвоив ему звание контр-адмирала. Став последним главнокомандующим австро-венгерского флота, Хорти для восстановления дисциплины решил прибегнуть к мерам устрашения. Он одобрил решение военного трибунала, приговорившего двух матросов - организаторов восстания на флоте - к смертной казни. Казнь была приведена в исполнение в присутствии делегатов с других кораблей 14. Но такие жесткие меры не спасли монархию от развала. Матросы южнославянского происхождения первыми отказались продолжать служить Габсбургам. За ними последовали венгры и австрийцы. Отчаянная попытка Карла спасти положение путем добровольной передачи всего флота в подчинение созданному в Загребе Южнославянскому национальному Совету в надежде на то, что этот жест поможет сохранить южных славян в составе короны, оказалась тщетной. Хорти, подчиняясь верховному приказу Карла и в соответствии с заключенным в г. Павия соглашением о перемирии, 28 октября 1918 г. в знак прекращения существования: императорско-королевского военно-морского флота спустил с флагштока корабля главнокомандующего флаг монархии и передал флот представителям нового образовавшегося южнославянского, государства - Королевства сербов, хорватов и словенцев. После этого акта он возвратился в родные края и полностью отдался частной жизни.
Далее ...

1.Начало На пути к власти